Автомобильные аккумуляторы
/ / Как долго «азиатские» стартерные аккумуляторы держат заряд?

Как долго «азиатские» стартерные аккумуляторы держат заряд?

12 Декабря
2017

Этот материал подготовлен по итогам длительного теста нескольких аккумуляторных батарей (АКБ), который был частью сравнительных испытаний аккумуляторов, организованных в 2017-м году рядом профильных интернет-изданий. В ходе данного тестирования все АКБ проверялись на способность сохранять заряд (так называемый тест на «саморазряд»). Все образцы представлены группой популярных брендов, которые уже упоминались в ряде публикаций на Drive2, посвященных исследованию пусковых свойств АКБ.
Если говорить предметнее, то сегодня речь идет о стартерных аккумуляторах, которую эксперты условно обозначили как «азиатские». Проще говоря, такие АКБ предназначены для «азиатов», то есть автомобилей, как бы ведущих свою родословную из азиатской части континента, а правильнее сказать, из «далековосточных» стран – из Японии, Южной Кореи и Китая.


01-test-samorazr-tab-AZIA-2017-03.jpg

В нынешнем тесте азиатские АКБ представлены исключительно зарубежными марками. Это Deka (США), Furukawa (Япония), Topla (Словения), Exide (Испания), а также Delkor, Hankook и Sebang (все три — Южная Корея). Для испытаний от каждого бренда отобрались модели с максимальными (для типоразмера D23) номиналами емкости и пускового тока. Всего набралось семь образцов с емкостью от 65 до 70 Ач и заявленными значениями ТХП от 580 до 660 А.

Главной целью эксперимента, о котором идет речь ниже, стала проверка стартерных АКБ на их способность сохранять заряд. Такие исследования имеют прямую практическую направленность, поскольку основная масса стартерных аккумуляторов поступает в продажу уже залитыми и заряженными. Причем на прилавки они поступают не сразу – часто их везут сначала на центральный склад фирмы-импортера, затем отправляют на региональные склады дилерам, и уже оттуда – на склады автомагазинов и торговых точек. Понятно, что, когда вы покупаете батарею, вряд ли кто из продавцов сможет точно сказать, сколько времени она простояла на складе и при какой температуре, обслуживалась ли она во время хранения, подзаряжалась ли и т.д?

Как правило, при оформлении покупки, менеджер автомагазина демонстрирует клиенту исправность и уровень заряда АКБ путем его кратковременного разряда на нагрузочной вилке. Однако такой тест дает лишь весьма приблизительное представление об эксплуатационных параметрах батареи, и уж совсем ничего не говорит о том, как долго купленный АКБ сможет держать заряд в состоянии покоя, например, в период длительного простоя автомобиля.

01-test-samorazr-tab-AZIA-2017-00.jpg

Теперь о самих испытаниях. При проведении этих исследований использовались рекомендации действующего ГОСТа. Согласно им все образцы были предварительно заряжены до уровня 100%, а затем на длительное время (почти на два месяца) отправлены на складское хранение. Здесь следует сделать уточнение – ГОСТ рекомендует проводить тест на саморазряд при температуре +40 С. Поскольку батареи содержались в действующей рабочей складской зоне, соблюсти указанное «климатическое» требование не представлялось возможным. Разброс значений реальной температуры в зоне хранения варьировал в пределах пяти с лишним градусов: от +22 до +27°С. Проще говоря, все исследуемые образцы два месяца хранились в более щадящих (скажем так, более прохладных) условиях, нежели это предусматривает нормативный документ. В связи с чем продолжительность хранения батарей была увеличена – вместо рекомендованных 49 суток (по ГОСТ), все они отстаивались 59 дней, то есть фактически 2 месяца.

После такого длительного простоя все АКБ без предварительной подзарядки были помещены в морозильную камеру, в которой их продержали еще сутки при -18 °С. А уже потом каждый образец отправляли на проверку контрольного норматива. Суть его заключалась в том, что всем образцам поочередно требовалось выполнить своеобразный условный пуск, а именно обеспечить 30-секундный разряд током с силой, составляющей 60% от заявленного значения ТХП, то есть пускового тока. Напомним, что его значение указывается на этикетке каждого АКБ (обычно рядом с символами EN).

grafik-azia-goriz-samorazr-2017.jpg

Отметим, что в этих испытаниях показателем работоспособности батареи является остаточное напряжение на клеммах. Оно, после такого 30-секундного разряда указанным током, не должно быть ниже отметки 8,0 В. Иначе говоря, чем выше (относительно восьми вольт) остаточное напряжение, тем лучше. Указанные пуско-разрядные испытания аккумуляторов проводились с применением специализированной аппаратуры и измерительных приборов.

Какие же результаты получены в ходе данного тестирования? В общем и целом они оказались положительными — испытания на саморазряд успешно выдержало подавляющее большинство участников (линейные графики смотрите выше). Причем многие образцы прошли испытания с солидным запасом по напряжению. И лишь у одного аккумулятора (о нем речь пойдет ниже) максимальный предел возможностей оказался ниже нормативного «порога».


01-test-samorazr-tab-azia-2017-04.jpg

В итоге, на основе полученных результатов тестирования, все участники «теста на саморазряд» были разделены на три условных категории, обозначенные как лидеры, хорошисты и троечники соответственно.

Детализированный расклад итогов теста «на саморазряд» для «азиатских» источников бортового питания складывается следующим. Начнем с лидеров. В эту группу вышли два «корейца» — бренды Delkor и Sebang, у которых остаточное напряжение на клеммах составило 8,85-8,96 Вольт. Что ж, весьма похвально!

01-test-samorazr-tab-azia-2017-05.jpg

На втором месте – батареи брендов Topla и Deka. У этих аккумуляторов остаточное напряжение на клеммах составило 8,52-8,55 Вольт. Такие цифры, вне всяких сомнений, также можно расценивать как отличный результат. Кстати, здесь уместно вспомнить недавние (осень 2017 года) итоги сравнительных испытаний батарей, в которых эти модели АКБ также показали высокие результаты по заявленноумТХП. В частности, аккумулятор марки Topla стал победителем теста по пусковому току, а Deka по этому же параметру заняла второе место.

01-test-samorazr-tab-AZIA-2017-06.jpg

На третьем месте по итогам теста «на саморазряд» оказались аккумуляторы брендов Exide и Hankook, показавшие значения остаточного напряжение на клеммах 8,31-8,45 Вольт. Согласно ГОСТу, такие результаты тоже считаются хорошими.

Седьмой «азиатский» участник (приобретенный для теста стартерный аккумулятор японской марки Furukawa с индексом FB7000 80D23L) был исключен из рейтинга данных испытаний. У него остаточное напряжение составило 7,85 В, что ниже нормативного 8-вольтового «порога». Напомним, что у этого же образца в предыдущем тесте нынешнего года был выявлен «недобор» по заявленному ТХП. С учетом имеющихся результатов измерения пускового тока, которые были зафиксированы в тех испытаниях, можно сделать следующие предварительные выводы: либо японская батарея содержалась на складе фирмы-продавца с нарушениями правил хранения стартерных АКБ, либо длительное время не проверялась и не обслуживалась. Что, по версии испытателей, и привело к ухудшению ее эксплуатационных характеристик.


01-test-samorazr-tab-AZIA-2017.jpg

Итоговые результаты проведенных испытаний «на саморазряд» для «азиатских» источников бортового питания собраны в сводной таблице, которая приводится выше.

ПЕРВОИСТОЧНИКwww.drive2.ru/b/489522368968917756/

Поделиться
Вернуться к списку